Липецк – город курорт
Курорт в значительной степени повлиял на благоустройство, развитие и культурную жизнь города Липецка. Сюда приезжали отдыхать и лечиться тысячи людей из разных уголков России. Среди них были выдающиеся деятели искусства и науки. Липецк не был похож на обычный уездный город: чистый, утопающий в зелени, хорошо отстроенный, современники сравнивали его с зажиточным немецким городом. В разное время здесь работали выдающиеся архитекторы А. Воронихин, А. Мельников, И. Машков. К концу XIX века сложилось общее мнение, что Липецк «принадлежит к числу самых красивых и привлекательных уездных городов Российской империи». В начале XX века газета «Новое время» писала о Липецке: «Город, имеющий 20 тысяч жителей, хорошенький, весь утопающий в садах. Магазины в нем приличные. Лучшей улице – Дворянской может позавидовать любой город: прямая, широкая, обсаженная липами и тополями так, что вы едете по ней, словно по прекрасной аллее». На улице Дворянской сдавались самые дорогие квартиры. На улицах Усманской и Воронежской находились лучшие магазины города, не уступающие губернским. Курортный сезон начинался в середине мая и заканчивался в конце августа. Отдыхающих привлекали живописное местоположение города на холмах правобережья реки Воронеж и умеренный климат.
Памятник Петру I в Липецке
Петра Первого считают первооткрывателем липецких минеральных вод. В память об этом в 1839 году купцом П.М. Небученовым был установлен первый монументальный памятник Петру I в Липецке. Находится он на середине Петровского спуска, представляет собой чугунную трехгранную пирамиду с двумя барельефами. На одном - древнеримский бог Вулкан, покровитель кузнецов, на другом - Гигия, античная богиня здоровья. Так в аллегорической форме показана заслуга Петра в учреждении железных заводов и открытии целебных минеральных источников. На обелиске сделана пространная надпись, которая гласит: «Незабвенному везде и во всем великому отцу Отечества императору Петру Первому, основателю нашего города, указавшему здесь новые целебные источники и новые средства богатства народного». Чугунные причальные тумбы (чалы) у постамента указывают на роль Липецких железоделательных заводов в создании Российского флота. С памятником связаны несколько легенд: о купце, наученном Петром торговать честно, об излечении купца Небученова минеральной водой, об исчезнувших цепях. Форма обелиска - остроконечная пирамида - стала предметом острот и шуток. Писатель Глеб Успенский, посетивший наш город во второй половине ХIХ века, писал в письме приятелю: «Липецк - город чистенький, просторный, тесноты и навоза нету никакого, везде зелень и новенькие домики. Тут, недалеко от меня, есть памятник Петру Великому, ценой в грош и фигурой, так что он известен под именем зубочистки Петра Великого».
Достопримечательности петровского времени
Реликвией города Липецка является чугунная плита XVIII века с отливкой руки и топора. По поводу этой плиты существуют две легенды. Первая гласит: на плите изображены рука и топор самого Петра - таким образом, мастера увековечили память о пребывании на Липецких железоделательных заводах царя-труженика. В середине ХIХ века на заводе Миловановых со знаменитой плиты была сделана копия в виде восьмигранного медальона, с одной стороны которого - рельефное изображение ладони, с другой - надпись, поясняющая, что это «снимок с оттиска руки Петра Великого». Такие медальоны можно было купить на Липецких Минеральных Водах в память о городе. Были на Липецком курорте и другие достопримечательности связанные с Петром Первым. К таким относился «Дворец Петра I», построенный на случай приезда Государя на учрежденные им Липецкие железные заводы. Он сгорел во время пожара 1806 году. Существующий в настоящее время «Дворец Петра I» построен в 2016 году по чертежам XIX века, но из современных материалов. В память о петровских заводах в Нижнем парке находится памятный знак - на небольшом постаменте три чугунных пушки - продукция Петровских заводов.
Древне-Успенская церковь
Ванное здание
В Липецке сохранилась самая первая постройка Липецкого курорта – это Ванное здание. Строительство его началось в 1805 году по проекту архитектора Воронихина, достраивал это здание известный архитектор Мельников. В течение более ста лет здесь принимали лечебные ванны тысячи отдыхающих из различных уголков России. Минеральная вода подавалась в здание ванн из каптажа (каменного коридора), устроенного под зданием. Дополнительно, по отдельному трубопроводу вода самотеком поступала из бювета. Использованная в ваннах вода по специальному каналу отводилась в речку Липовку. В 1860 –х годах в связи с открытием еще одного лечебного средства – железистой грязи, здание перестраивается. В 1871 году здесь впервые в России, вводится лечение торфяными ваннами и припарками. Липецк приобретает славу грязевого курорта. Газеты того времени сравнивали Липецкий курорт с австрийским курортом Франценсбадом и цитировали слова профессора Боткина: «Грязь — это будущее Липецка». Лечебные грязи вывозили в Петербург и Москву, поставляли к Высочайшему Двору. Лечебные средства Липецкого курорта подтвердили свою ценность на бальнеологических выставках — всемирной в Спа (1907) и всероссийской в Петербурге (1913), завоевав почетные дипломы. В настоящее время здание сохранилось в перестроенном виде и нуждается в реставрации.
Бювет
Минеральный источник, открытый, по преданию, Петром Великим, в начале XIX века стали облагораживать. Колодец был выложен известняковым камнем, а над ним выстроен деревянный шатер. В 1809 году началось строительство питьевого павильона, самого красивого здания Липецкого курорта, которое на французский манер называли бюветом. Проект нового павильона разработал архитектор Липецких Минеральных Вод А. Ф. Славинский. Круглое здание с купольной крышей было похоже на часовню. Фасад имел четыре фронтона, которые поддерживали сорок колонн. Внутри находился четырехугольный бассейн с минеральной водой, отделанный известняком. В бювете, у источников, постоянно находилась смотрительница бювета, которая специальным ковшом набирала из-под струи минеральную воду для отдыхающих. Во второй половине XIX века края бассейна украсила ажурная чугунная решетка, изготовленная в Липецке на чугунолитейном заводе братьев Миловановых, а интерьер павильона украсила бронзовая скульптура Петра Великого, подаренная Липецкому курорту предводителем тамбовского дворянства С. Л. Башмаковым. Минеральную воду было рекомендовано употреблять по стакану за 30 минут до еды. Современный «Липецкий бювет» построен в 2020 году по проекту архитектора С.А. Сошниковая на средства меценатов. В архитектуре здания присутствует силуэт бювета XIX века.
Верхний парк
В ведении курорта Липецкие минеральные воды было два парка Нижний и Верхний. Верхний парк (бывший курортный парк) был заложен на месте вековой дубравы в 1811 году как Верхний (или Дворянский) сад курорта Липецкие минеральные воды. Он занимал выгодное местоположение верхней части крутого правого склона долины реки Воронеж. В Верхнем парке располагались эстрада для симфонической музыки, ресторан, беседка из дуба Петра Великого, кумысный домик. Лечение кумысом было введено на Липецком курорте в 1866 году и привлекало примерно четверть отдыхающих. Для приготовления кумыса дирекция курорта пригласила татарскую семью, у которой был большой опыт в приготовлении этого напитка. Кумысный хутор находился в трех километрах от Липецка, а для продажи кумыса в Верхнем парке был выстроен специальный павильон с подвалом для хранения. Каждое лето продавалось до 10 тыс. бутылок. Кумысолечение при общеукрепляющем эффекте особенно: хорошее действие оказывало на легочных больных. На аллее Верхнего сада, ведущей к Древне-Успенской церкви, на берегу крутого обрыва находилась беседка, откуда открывался удивительный вид окрестностей. Директор курорта доктор В.С. Борисовский считал, что Верхний парк успокоительно действует на нервных больных.
Развлечения на Липецком курорте
Минеральный источник, открытый, по преданию, Петром Великим, в начале XIX века стали облагораживать. Колодец был выложен известняковым камнем, а над ним выстроен деревянный шатер. В 1809 году началось строительство питьевого павильона, самого красивого здания Липецкого курорта, которое на французский манер называли бюветом. Проект нового павильона разработал архитектор Липецких Минеральных Вод А. Ф. Славинский. Круглое здание с купольной крышей было похоже на часовню. Фасад имел четыре фронтона, которые поддерживали сорок колонн. Внутри находился четырехугольный бассейн с минеральной водой, отделанный известняком. В бювете, у источников, постоянно находилась смотрительница бювета, которая специальным ковшом набирала из-под струи минеральную воду для отдыхающих. Во второй половине XIX века края бассейна украсила ажурная чугунная решетка, изготовленная в Липецке на чугунолитейном заводе братьев Миловановых, а интерьер павильона украсила бронзовая скульптура Петра Великого, подаренная Липецкому курорту предводителем тамбовского дворянства С.Л.Башмаковым. Минеральную воду было рекомендовано употреблять по стакану за 30 минут до еды. Современный «Липецкий бювет» построен в 2020 году по проекту архитектора С.А. Сошникова на средства меценатов. В архитектуре здания присутствует силуэт бювета XIX века.
Аллеи Нижнего парка
Нижний парк был разбит на месте петровских заводов в начале XIX века, в конце этого столетия он уже радовал глаз роскошной растительностью. Каждая аллея имела свое название: Главная, Золотая, Институтская, Боханова, Борисовского. С каждым из названий связана страница истории курорта. В конце XIX века известный миллионер и меценат Самуил Соломонович Поляков передал свой дом на улице Дворянской под летний пансион благородных девиц с тем, чтобы воспитанницы учебных заведений ведомства императрицы Марии со всей России могли отдыхать и лечиться на Липецком курорте. Молодые девушки-институтки облюбовали одну из аллей в Нижнем парке, позже названную в их честь Институтской. Василий Васильевич Боханов — известный в Липецке садовод. На арендованных в Нижнем парке землях он устроил оранжерею, древесный питомник и плантацию лекарственных растений, занимался благоустройством парка, поэтому одна из аллей названа его именем. Владимир Саввович Борисовский, доктор медицины и директор курорта в 1904–1918 годах, также немало сделал для вверенного ему заведения. Аллея Борисовского заканчивалась пристанью на Петровском пруду. Украшали парк прекрасные клумбы с цветами, каменные вазоны и ажурные беседки.
Фонтаны и мостики в курортном парке
Первый фонтан был установлен перед ванным зданием. Использовался он для отвода лишней воды из резервуаров аппаратной ванного здания. В круглый, обложенный известняком бассейн был помещен огромный каменный котел, сделанный из одной каменной глыбы, который директор Мамонович выписал из Москвы в 1830-х гг. для бювета. В 1860-х после ремонта главного колодца чаша помещена в фонтан, в центре которого установили фигурку мальчика, вверху плескался подталкиваемый струнами воды мяч. Чуть ниже располагалась сетка, и если мяч падал в нее, струи фонтана опять поднимали его вверх. Из бассейна этого фонтана садовники брали воду для поливки цветников. В парке было устроено огородное заведение, парники и оранжерея, в которых содержалось более 500 горшков тепличных растений. Еще один фонтан находился на красивой высокой клумбе, на небольшой площади. Сохранилось предание, согласно которому на липецких железоделательных заводах росла вековая липа. Во времена курорта на том самом месте, где когда-то росла липа, построили фонтан, а сейчас на этом месте расположен фонтан «Липа». Украшением парка были мостики через Липовку. В первой половине XIX века это «Мостик любви» и «Мостик вздохов» после того, как деревянные мосты пришли в негодность, они были заменены более прочными. Один из мостиков стал называться «Кожинов» по фамилии предводителя липецкого дворянства Михаила Ивановича Кожина, который вкладывал собственные средства на развитие курортных заведений.
Гостиницы
Здание гостиницы Липецких Минеральных Вод было построено в 1866 году и в перестроенном виде сохранилось до наших дней. Находится оно напротив Нижнего парка со стороны Петровского спуска. Ранее гостиница была двухэтажной, на первом этаже располагались девять номеров и большой зал ресторана, на втором этаже находились еще три номера. «Вообще гостиница устроена и меблирована самым лучшим образом и содержится в таком порядке, что по чистоте, удобствам и дешевизне может быть сравнима с заграничными гостиницами», — отзывались современники. Номера в гостинице снимали в основном люди среднего достатка и холостые. Господа, приезжающие на курорт с семьями, предпочитали снимать дома с садом у жителей города. Но и эти категории отдыхающих не могли миновать гостиницы Минеральных вод, так как там находилось квартирное бюро, где собирались все сведения о свободных квартирах и номерах в частных гостиницах, а также выдавались напрокат кровати и постельное белье. В ресторане гостиницы можно было заказать обеды на дом. В 90-х годах XIX века гостиница Минеральных вод перестраивается в «трехэтажное здание в 40 жилых комнат с обширным общим залом в два света», проводится постоянное отопление. С этого времени казенная гостиница действует круглый год. На среднем этаже, в просторном зале с роялем, устраивались танцевальные вечера концерты, различные развлекательные мероприятия для жителей города.
Старобазарная площадь
В 1872 году к 200-летию со дня рождения императора Петра Великого на Старобазарной площади закладывается часовня святых Петра и Павла, строительство которой было завершено к 1885 году. В советское время часовня была снесена, а в 2001 году Петропавловская часовня была восстановлена в Нижнем парке. На Старобазарной площади по средам и субботам в Липецке были базарные дни. Базары отличались от ярмарок тем, что там торговали исключительно сельскохозяйственной продукцией и изделиями кустарных промыслов. Торговать на базарах мануфактурными (тканями фабричного производства), колониальными (кофеем, чаем, различного рода специями), а также бакалейными и галантерейными товарами запрещалась. Торговля так же производилась на достаточно большом пространстве, центром которого была Базарная площадь (ныне пл. Революции). За каменными двухэтажными зданиями, в которых размещались лавки и магазинами находились рубленые деревянные лавки (в современном сквере Барышева). По улице Базарной (Первомайской) до реки Воронеж торговали скотом. На самой площади шла возовая торговля. На Базарной площади находились постоянные рыбные лавки, в которых круглый год торговали свежей рыбой и лавки мясные. Курортникам не нравилась грязь, которая оставалась после проведения базаров и в 1899 году базару определяется новое место, площадь былых торгов стали называть Старобазарная.
Невский проспект
В Липецке в конце XIX — начале XX веков существовал свой «Невский проспект». Так жители города окрестили купеческий квартал Липецка в пределах улиц Площадной (Октябрьской), Усманской (Фрунзе), Воронежской (Советской), Старобазарной площади (пл. Революции). Название «Невский проспект» сложилось не случайно. Через этот район проходил канал, выводивший воды реки Липовки в реку Воронеж, улицы были освещены, мощены и именно здесь располагались лучшие магазины города. Невский проспект был избранным местом молодёжи. Молодых людей привлекало освещение проспекта и обилие магазинов. Одним из лучших домов «Невского проспекта» - дом Шелихова. Первый этаж сдавался под различные торговые заведения, на втором этаже располагался купеческий клуб и квартиры для сдачи курортникам. На углу улиц Усманская и Воронежская был галантерейный магазин Н. В. Перелыгина. Здесь можно было купить разную обувь, галоши, валенки и другие товары, для девушек имелось всё – крем, помада, духи. По Воронежской улице по направлению находились погреб, где можно было купить апельсины, лимоны, виноград, редис, капусту, чернослив, перец, салат; магазин с гастрономическими и бакалейными товарами, а на углу располагался хлебобулочный магазин Фёдоровы. Перед мостом у канавы на углу Воронежской и Канавной находился полицейский пост. Вечерами «Невский проспект» посещали как жители города, так и курортники.
Фотография на память
Старые фотографии являются своеобразным путеводителем в прошлое, а фотограф – волшебник, сумевший через годы передать зримый образ былого. В конце XIX – начале XX веков в Липецке работали несколько фотографов: Шлиссельбургский мещанин Петр Иванович Воронин, мещанин из Царицына Авсентий Иванович Вишняков, житель Липецка Иван Афанасьевич Дьячков, вдова полицейского чиновника Прасковья Эрастовна Петина. Самым известным же мастерами фотографии являются Цаплины. Василий Никифорович Цаплин, проживая в Щацком уезде Тамбовской губернии, но каждое лето проводил на Липецком курорте, где содержал фотографическое заведение в Нижнем парке. В 1891 году фотограф издал мини-альбом, состоящий из альбуминовых отпечатков с видами города Липецка. Издание продавалось в самой фотографии Цаплина, и было ориентировано на путешественников, желающих оставить себе после пребывания в Липецке наглядный и доступный сувенир. Достойным помощником Василию Никифоровичу был его племянник Леонтий Ефремович Цаплин. В 1900 году Леонтий Цаплин открыл в Липецке свой собственный фотосалон, который на протяжении первых десятилетий XX века был лучшим в городе. В 2016 году в Нижнем парке появилась скульптурная композиция «Фотография на память» работы скульптора Андрея Сулина, прототипом которой стал фотограф Леонтий Цаплин и липецкая семья с его фотографии.